Николай Хроменко, глава бренда BeeDzen, рассказал о пчелином дзене и удивительно интересной жизни пчеловода в ЕАО

Николай Хроменко, глава бренда BeeDzen, рассказал о пчелином дзене и удивительно интересной жизни пчеловода в ЕАО

Николай Хроменко – глава медового бренда BeeDzen из Облученского района ЕАО, но просит называть себя просто руководителем крестьянско-фермерского хозяйства.

Мы задали Николаю десять вопросов о пчеловодческой карме, ухоженной бороде, шалостях медведей в Тайге, путешествиях мёда BeedZen по России и миру, трудностях и интересностях жизни настоящего дальневосточного пчеловода, а он на них очень подробно и интересно ответил.


На первый взгляд вы не похожи на типичного пасечника, скорее на хипстера (в хорошем смысле этого слова): ухоженная борода, прическа, правильная речь, красивые фото в Instagram. Это часть бренда BeeDzen, способ привлечь внимание в соцсети? Ломаете стереотипы?

Всё по-настоящему. Я занимаюсь пчеловодством, строительством, йогой, придерживаюсь вегетарианской диеты, но не вешаю на себя ярлыков пчеловода, строителя, йога, вегетарианца… Короче, я это я, так случилось, как и “Я” многих других людей, явление многогранное, несущее в себе потенциал к развитию и раскрытию.

Есть выражение у одного датского философа “Называя меня, вы меня отрицаете”, имя и ярлык исключает возможность многообразия, которое способно проявиться через ту или иную личность. Человек – это прежде всего человек, не доктор, не летчик (это профессии, роли, которые люди играют).

Если слишком увлечься игрой и отождествить себя с ярлыком, то можно далеко уйти от своей природы, и за формой потерять суть. В нашем Instagram мы делимся тем, что есть и как есть, делаем это от души, для истории и красоты, коммерческие цели для нас не главное. Но это удобно, когда на ярмарке ты можешь подтвердить подлинность истории, о которой вещаешь порой очень недоверчивым людям в сети. 

Пчеловодство – это ваше семейное дело. Никогда не возникало желания изменить семейную карму и заняться чем-то другим? 

Да, пчеловодство – наше семейное дело, и мы сами создали эту карму, и продолжаем совместными усилиями создавать, масштабируя и совершенствуя наше ремесло.

Пчеловодством меня заинтересовал мой отец, который держал небольшую пасеку до развала Советского Союза. Это было его хобби, к которому мы совместно решили вернуться. 11 лет назад купили две пчелосемьи и начали увлеченно следовать по этому интересному и азартному пути.

С каждым годом приумножали количество, я всё больше понимал науку, мы построили мастерскую чтобы производить улья, находили возможности сбыта по хорошей цене, и увлечение постепенно стало нашим семейным делом.

Недавно я женился, моя жена Алина переехала из Москвы в дальневосточную глубинку и тоже рассмотрела в этом ремесле красоту.

Теперь мы активно ищем сбыт за рубежом, не только для реализации нашего мёда, но и для помощи в реализации мёда наших земляков. Сложность нашего ремесла в том, что очень мало возможности найти хорошую цену, чтобы бизнес приносил доход и можно было бы не только закрывать свои житейские потребности, но и увеличивать объёмы производства, выходить на промышленные масштабы.

Так что занятие пчеловодством – это уверенный выбор из множества вариантов, путь созвучный нам, но никак не бремя, это не хомут, навешенный предками. И нам ничто не мешает параллельно вести другие интересные нам проекты.

На пчеловода нужно учиться? Этому где-то учат и где учились вы?

Знания нужны, но больше нужна практика. Есть теория десяти тысяч часов. Человек изо дня в день чем-то увлекается, трудится, максимально и искренне погружается в какое-то дело. Он синхронизируется с ремеслом и обретает тонкое интуитивное чувствование того, как нужно делать, а как нет. Он становится мастером.

В пчеловодстве нужны знания. Обычно у начинающих пчеловодов есть ментор, учитель, который делится своим опытом. Есть книги, YouTube, пчеловодству учат в университете, но это ведь очень творческое занятие и у каждого пчеловода нарабатываются свои приёмы и методики “пчеловождения”.

Я до сих пор учусь, и всегда буду открыт новым знаниям. Пробую разные подходы, пытаюсь идти разными путями, накапливаю опыт. Вначале было очень много ошибок. Перенимал небольшой опыт отца, смотрел обучающее видео, расспрашивал опытных пчеловодов, и трудился как одержимый, набивал шишки, наблюдал, вел записи. В итоге пришел к балансу, и пчеловодство для меня стало контролируемым процессом (раньше был хаос).

Какова рутина пасечника? Забот много или же всю основную работу делают пчёлки?

Обычно в конце февраля начинается подготовка к сезону, нужно делать рамки, улетару, позаботится о том, чтобы всё было готово и не отбирало время тогда, когда его нужно направлять на работу с пчелами.

В конце марта выставляются пчелы, нужно создать благоприятные условия для развития пчел. Если погода благоприятная, то здорово, если нет, то пчел нужно кормить. Из запасов достаётся мёд и каждый день скармливается пчелам. Последние годы очень плохая погода, климат поменялся, работы стало больше.

Самая тяжелая пора — это роение (разделение пчел на новые семьи), нужно, насколько это возможно, отсрочить роевое состояние, расширяя семьи и контролируя силу семей, наращивая мощь. И куча всяких хлопот в связи с роением, всё для того, чтобы к главному взятку (добывание мёда) пчела была готова к работе. Бывает так, что начинается взяток, а пчела сидит в роевом (это душераздирающая картина).

Следующий этап – кочёвка в места, где сосредоточены медоносы. Затем наступает пора откачки мёда, нужно отобрать созревший мед, откачать, разлить в тару. Тут одному не справиться, слишком большой объем работ, нужно всё делать быстро. Рано утром, до наступления жары, и до того, как пчела понесёт свежий мёд.

В начале августа опять кочёвка к осенним цветам. В сентябре возвращаемся на базу, где пчелы подготавливаются к зимовке.

В конце октября пчелы заносятся в омшаник, а мы летим на запад для реализации мёда. Я коротко описал вам год пчеловода.

Как видите, нужно вкалывать, планировать, доверять интуиции, знать, терпеть укусы, от количества которых иногда учащается сердцебиение, носить тяжести (трёхкорпусной улей может весить от 70 до 100 килограмм). Труда очень много, но и результат радует.

Что в пчеловодстве самое трудное?

Самое трудное – продолжать, несмотря на лишения. Идти вперед, во что бы то ни стало. Как и в любом деле, нужна преданность, любовь к выбранному образу жизни, усердие и стойкость. В пчеловодстве очень много поводов свернуть.

Мы у вас прочитали, что мёд BeeDzen продавали и в Москве, и в Казани. В каких уголках нашей страны и мира побывал ваш мёд?

Наш мёд – бывалый путешественник: Москва, Петербург, Казань, Тобольск, Иркутск, Хабаровск, Германия, Австрия, Индия, Катар, Китай.

Реализуем разными путями, сами на ярмарках в Петербурге и Москве. Отправляем в города России, и зарубеж через друзей и знакомых.

Объемы не промышленные, но мы только начинаем, и наш мёд собирает очень много положительных отзывов и с каждым годом объёмы увеличиваются.

На харбинском ЭКСПО в этом году ЕАО представляла мёд. Вы верите, что продажа нашего меда в Китай – перспективное направление? Там действительно большой спрос на российский мед? Может ли ЕАО обеспечить требуемый объем предложения на китайском рынке?

Продажа нашего мёда перспективна в любом направлении: зарубежье или внутренний рынок. В России очень много подделки (медового продукта), не говоря о Китае и других  странах. В Москве, например, при всём разнообразии и обилии, очень сложно купить хороший мёд.

Дальневосточный мёд уникален, эндемичная медофлора делает его неповторимым и одним из лучших медов в мире. Я знаю, что говорю, и дело не в пиаре. Я поездил по стране и миру, и пробовал разные меда, мало какие по вкусу, концентрации, силе и качеству сравнятся с нашим.

Сейчас в ЕАО и России пчеловодство умирает. Причин много. Не будем о грустном. Мы не используем наш потенциал и на десять процентов. Вся Россия не в силах насытить рынок Китая, Китай — это черная дыра, кушать там любят, у нас нет таких объемов и нет надлежащего качества, чтобы замахнуться на такие масштабы.

Я верю, что спрос на наш мед в Китае и мире будет расти, при должной организации, мы можем выйти на огромные объемы. Россия – это чистота и экология и многие страны начинают это понимать.

Но без поддержки государства, пчеловодство не поднять. Существующие программы пишутся некомпетентными и близорукими людьми.. Одним словом условия для развития у нас не как в Америке и Китае, а хотелось бы…

Расскажите самую забавную или трагическую историю, связанную с пчёлами или мёдом.

От пчел исходит благодать, в них заложен исходный код, они как цветы не разучились любить просто так, быть просто так, без оценок и клише, они едины с природой, их дух исцеляет человеческий мятежный ум, приводит к гармонии.

Не припомню веселые моменты в своём опыте пчеловодства, способные рассмешить читателя, или хоть как- то его позабавить, но, следуя этим путем, я уверенно говорю, что взаимодействуя с пчелами испытываю радость и часто мир пчёл – это мой проводник в безмятежность, в состояние внутренней тишины.

Но трагичных случаев помню много.

Два года назад на свой день рождения под дождём я вытряхивал отрутевших пчел на обочину дороги в тайге, сжираемый мошкой, промокший, вернулся домой, а внутри всё умерло, все поздравляют, а мне никак…

В этом году Тайга вовсе не пустила, в первый день выезда попал под медведя, он как будто в засаде сидел и после разгрузки пчел, пошел шалить.

После этого вторая попытка: чтобы уйти от медведя снарядился на другой тачёк, из- за обильных дождей утопил грузовик в бывшем маленьком ручейке, и тоже неудача.

Пчеловодство не терпит неосмотрительности, недальновидности, и каждая ошибка это больно, физически и эмоционально… Больнее всего когда по глупости случая гибнут пчелы. Это как смерть родного…

Пчеловодство делает человека сильнее – факт. Я прошел много испытаний, лишений как материальных, так и эмоциональных. Благодаря пчёлам жил в Тайге и научился ей доверять, чувствовать себя там как дома, безопасно и уютно. Много инсайтов и переживаний пополнили копилку жизненного опыта благодаря этому ремеслу.

В Биробиджане можно купить мед BeeDzen? Где? Есть ли возможность заказать? Не планируете открыть интернет-магазин?

В Биробиджане наш мед возможно купить по предварительному заказу с июля по сентябрь. Мы часто бываем в Биробиджане по делам. Интернет-магазин в далёкой перспективе, сейчас нам интересно знакомиться с людьми, общаться оффлайн, рассказывать о меде, чувствовать отзыв и отклик. Так больше жизни, и чуть меньше коммерции. Так есть баланс, есть BeeDzen)

Названия “BeeDzen” можно раскрыть следующим образом. Дзен пчела – умиротворенная, гармоничная, ревностная, благостная пчела. Также созвучно с названием красивой реки Биджан, на которой проживают наши друзья – староверы, пчеловоды с большой буквы. Именно их мёд  мы выбираем для своего ассортимента и привозим на ярмарки. Вместе со своим мёдом.

Мы не гонимся за лайками, количеством подписчиков, продажами, деньгами, мы делаем ставку на качество и честность… Вобщем, BeeDzen – наше детище, которое мы с интересом развиваем, не глядя по сторонам, следуя своим путем.


Подписывайтесь на Instagram @beedzen, там много интересных историй, красивых фото и интересных мыслей. Там же можно пообщаться с Николаем Хроменко и договориться о заказе мёда BeeDzen.