19 декабря 2018 года в YouTube опубликовали видео группы Shortparis (правильно произносить «шОртпарИс», на этом настаивают участники коллектива) на песню «Страшно».
Видео получилось провокационным. Бритые наголо молодые люди со спортивными сумками, арабской вязью на спинах и с принтами автоматов на футболках заходят в школу, идут в спортивный зал, где находятся гастарбайтеры из бывших союзных республик, и начинают петь.
Внешне главные герои видео похожи на каких-то непонятных исламистов-радикалов и зритель невольно ожидает жуткой развязки. Ему становится страшно, что в школе из ролика произойдет нечто ужасное.
Удивительно, как работает подсознание и память, в которых в разное время закрепились образы трагических событий, происходивших в российских учебных заведениях (захват заложников в Беслане, массовые расстрелы учеников в керченском колледже и др.).
Авторы ролика изобразили визуальные знаки, а подсознание в ответ на них вызвало ассоциированные ощущения.
Развязка в ролике наступает, но не такая, как ожидает зритель. Исламисты-радикалы оказываются танцующими эстетами, а их заложники из СНГ — обычными представителями своих культур.
Завершается ролик кадрами, на которых платформу с ребёнком, держащим в руках флаг России, куда-то несут те же гастарбайтеры и бритоголовые молодые люди. Комментаторы в соцсетях полагают, что это образ современной России, которая держится на иммигрантах из СНГ и консерваторах-радикалах.
«Страшно» — игра со стереотипами, которые заполнили сознание современных россиян. Это не призыв к действию и не политическое высказывание, но нежными натурами может быть воспринято как таковое.
В сети многие шутят, что группе необходимо открывать краудфандингову кампанию по сбору средств на адвокатов, ибо ролик получился на грани, а «эшники» и «фээсбэшники» уже потирают руки.
Кстати во время съемок видео, кто-то из проходивших мимо школы позвонил в правоохранительные структуры и сообщил, что исламисты готовят теракт. Съемку остановили.
В феврале этого года «Страшно» спели в «Вечернем Урганте» на Первом канале и опасения за возможное преследование группы силовиками отпали.
Музыкальные критики сходятся на том, что Shortparis — это не про песни, их музыку очень сложно слушать. Это скорее арт-проект, где музыка выступает основой для видео, концертов и перформансов.
Солисту группы, Николаю, приписывают схожесть с поэтом Владимиром Маяковским, что может быть пиар-ходом. Помните, как Земфиру называли современной Цветаевой?
Николай родом из Новокузнецка, ему прекрасно знакома атмосфера небольших городов, в которых практически отсутствует культурный слой и исторический бэкграунд.
В школе у него были серьезные проблемы с дисциплиной и отметками, ставился вопрос об отчислении.
Потом был переезд на Запад России, работа официантом, подработки и пр. Shortparis возникла в 2012 и с того самого времени коллектив упорно гнул свою линию, пока в конце 2018 не стрельнул.
Даже после попадания в сферу публичного интереса солист группы продолжает работать в одном из музеев Санкт-Петербурга, потому что ему это просто нравится.
Богема двух столиц — Москвы и Питера — предрекает Shortparis грандиозный успех. Их называют самой интересной группой и авангардом новой эпохи российской музыки.
Если вас заинтересовала группа Shortparis, посмотрите интервью с ее солистом в интернет-проекте «ещёнепознер». Оно интересное, как и сам солист Shortparis.
Фото: открытые источники
Не забывайте делиться нашими статьями с друзьями и врагами в мессенджерах и соцсетях.
Подпишитесь на наш Instagram.